Нравится
Вверх страницы
Вниз страницы

Малыш

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малыш » Особые детки могут.... » Слепые дети


Слепые дети

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Нарушения зрения (слепые и слабовидящие)

1. Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
2. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1982. - 186 с.
3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
4. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
5. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - №5.
6. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.
7. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001.
8. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 5. - С. 85-91.
9. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
10. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.

11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
13. Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95.
14. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
15. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
16. Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1987. - 168 с.
17. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с.
18. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
19. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
20. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
21. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - С.87-89.
22. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
23. Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. докт. дис. - М., 1993.
24. Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье. - М., 1979.
25. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.: Медицина, 1987. - С.5-32.
26. Матвеев В.Ф., Козловская Г.В. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей // Вопросы клиники и современной терапии психических заболеваний. - М.: Медицина, 1970. - С.270-272.
27. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.
28. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 1995.
29. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - 210 с.
30. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
31. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 112 с.
32. Певзнер М.С. Психические особенности слепых детей при осложненных формах слепоты // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: Медицина, 1966. - С.236-239.
33. Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 1988.
34. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1985.
35. Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушением зрения. - М., 1999.
36. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. - М.: Город, 1998. - 262 с.
37. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М.: ВОС, 1995. - С. 5-28.
38. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001.- № 2.- С.84-88.
39. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. - Л., 1981.
40. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых / Под ред. З.Г. Ермолович. - М., 1988.
41. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995.
42. Ростомашвили И. Е. Личностные особенности подростков с нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - С.79-80.
43. Рудакова Л.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - М., 1995.
44. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 4.
45. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 1997. - 121 с.
46. Солнцева Л.И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения // Дефектология. - 1995 - № 6. - С.35-39.
47. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.
48. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980. - 180 с.
49. Солнцева Л.И. Система компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте // Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.: Педагогика, 1987.- С. 159-161.
50. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.- М.: Полиграф-Сервис, 1999. - 180 с.
51. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей. - М.: ВОС, 1983. - 68 с.
52. Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1982. - С.43-56.
53. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения //Дефектология. - 1990. - № 1.- С.16-21.
54. Феоктистова В. Л. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.: Просвещение, 1987.- С. 159-161.
55. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга: Адель, 1998. - 240 с.

0

2

Слепой ребенок: развите адаптивных возможностей и пути социализации
В семье родился слепой малыш… Осознание этого факта - сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни.
К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения, (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора - например, частичной атрофии зрительного нерва (частичного поражения зрительных нервов, по которым проходят сигналы от глаз в зрительные центры коры головного мозга), особенно у глубоконедоношенных детей, - то подобные патологии практически не поддаются лечению и резко ограничивают зрительные возможности ребенка.

Влияние слепоты на общее развитие

До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.
Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.

За работу – с первых недель

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что, прежде всего, ребенок нуждается в материнской любви, ее внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.
Природа наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), осязательными. Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.
С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.
Для стимуляции тактильных ощущений (ощущений от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношения и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях - на животе, на спине или на боку.
Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам - свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флуоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки, постукиванием по предмету.

Налаживаем эмоциональный контакт

С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И, конечно же, тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.

0

3

Знакомство с окружающим миром

У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители.
Поисковое поведение и игры с мамой - это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.
Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).

Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира.
Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.
Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается.
Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.
Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.
Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира.
Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.
Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается.
Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.
Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку.

0

4

Музыка тоже поможет

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией. При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать - подпевая). Важно, однако, чтобы после таких музыкальных «пятиминуток» ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков - голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и. т. п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.

Вместе со всеми

Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.
Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме – сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное – способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.

Внимание – физическому развитию

Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.
Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.
Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

Навыки самообслуживания

Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание.
Основной прием, на котором строится обучение, - управлять руками ребенка положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.

Выходим в мир с улыбкой

Итак, малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких. Пора расширять жизненное пространство, получать свежие впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но как определить, что такой момент настал? Своеобразным «тестом» на готовность к социальному контакту с другими людьми становится… улыбка ребенка. А самый эффективный стимул для нее - доброжелательный человеческий голос. Постепенно улыбка и смех слепого ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою возрастающую привязанность к любимым и любящим его людям.
Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду (иногда речь может идти только о специализированном детском дошкольном учреждении), и в школе (в большинстве случаев, специализированной). Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, - то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей. На прогулке в парке, во дворе, в цирке и детском театре он будет вынужден общаться, главным образом, с нормально видящими детьми, которые, естественно, будут проявлять к нему повышенный интерес. Наверняка они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне тактичные вопросы о слепоте и ее причинах, здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход – ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично, без стеснения и излишнего драматизма, а в подходящий момент перевести разговор на другую тему и вовлечь в ее обсуждение незрячего малыша. Таким образом и близкие незрячего ребенка, и он сам скоро научатся достаточно свободно беседовать на любые, в том числе, и неприятные для себя темы. А эта способность очень пригодится незрячему ребенку в жизни. Опыт ведения спокойного, взвешенного диалога с незнакомыми сверстниками и посторонними людьми позволит ему почувствовать не только их разнообразные интересы и моральную атмосферу, но и поможет выработать для себя признаки того, что беседа протекает в благожелательном тоне и что нет оснований чего-либо, или кого-либо опасаться. А возможно, научит «предвидеть» межличностный конфликт, от которого никто не застрахован.
Осмысленный разговор слепого ребенка и мамы в раннем возрасте, беседа мамы в его присутствии со знакомыми и постороннми людьми и, наконец, умение ребенка вести диалог - вот главные составляющие условий для его успешного обучения играм, самообслуживанию, начальной грамоте в домашних условиях, и наконец, брайль-письму, поскольку почти все проблемы начального обучения и воспитания слепого ребенка зависят от его коммуникабельности. Если нет диалога между учеником (младенцем) и учителем (мамой), то уже на этом этапе его развития обучение чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. И, напротив, обучение слепого ребенка самым сложным навыкам, понятиям и предметам (нотная грамота, теория музыки, математика) даже незнакомыми учителями существенно упростится, если они вместе с родителями научат малыша грамотно задавать вопросы - так, чтобы получать исчерпывающие, на его взгляд, ответы, подробные инструкции, ясные указания и обоснованные рекомендации.

Детский сад. Обучение. Работа

Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия лепкой из пластилина). Кроме того, для малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки.
Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого нейрофизиологические функции центральной нерв-
ной системы (в первую очередь, головного мозга) не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется.
Подростки, успешно закончившие школы-интернаты для слепых и слабовидящих (с высоким уровнем интеллектуального теста), могут закончить соостветствующие вузы и стать юристами, историками, музыкантами, даже компьютерными программистами (на машинах, оборудованных брайль-клавиатурой и синтезатором речи). Также слепые и слабовидящие могут работать в системе учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых, в зависимости от степени сохранности зрения, сборщиками электроарматуры и изделий из пластмассы, а также картонажниками - при условии предварительного обучения на рабочем месте. Кроме того, незрячие также отлично справляются с обязанностями секретаря на телефоне, массажиста, работой овощевода и.т.п. Одним словом, у людей с глубокими поражениями зрения есть масса возможностей для полноценной социализации. Главное – не опускать руки и не сдаваться недугу, каким бы угрожающим он ни казался.

0

5

Девочки, очень хочу похвастаться!
Каждый год у нас, в Удмуртии проводится что-то типа праздников танца. Я точно не знаю, как это всё называется, но в рамках этого мероприятия проводится танцевальный конкурс между школами. Там должны танцевать классы в полном составе.
В этих конкурсах на общих основаниях принимает участие и школа слепых и слабовидящих детей Удмуртской республики.
Сейчас эти ребята учатся в 8 классе
С этим танцем они на республиканском уровне взяли 3-е место, когда они в 7 классе учились
http://video.mail.ru/mail/nadisasa/_myvideo/1.html

А это они танцевали в 6-м классе и заняли на таком же конкурсе 2-е место
http://video.mail.ru/mail/nadisasa/_myvideo/2.html

Ну а этот танец они вначале апреля этого года танцевали и заняли 1-е место 
http://video.mail.ru/mail/nadisasa/_myvideo/3.html

Девочки, здесь все детки слабовидящие, а самый высокий мальчик (он на всех роликах высокий!)- вовсе видит только свет и силуэты вблизи!

Я не понаслышке знакома с проблемами слепых и слабовидящих людей (и с этими ребятами тоже)
Хочу, чтоб зашедшие в эту темку гости или форумчане знали, что здесь есть с кем поговорить, поделиться по существу.

Отредактировано НАДиСа (2011-05-13 01:24:44)

+1

6

Полезная и методическая информация.
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   

ЕЛЕНА НАСИБУЛОВА
 

ДАТЬ НАДЕЖДУ, ВЕРУ И СИЛУ...

(Письма дочери)

В номерах журнала "Школьный вестник за 2001 год опубликован цикл статей Елены Насибуловой, посвященный воспитанию незрячего ребёнка самого раннего возраста. Е. Насибулова по образованию педагог. К настоящему времени она получила второе высшее образование по специальности "тифлопедагог". К проблеме воспитания незрячего ребёнка её заставили обратиться реалии её собственной жизни. Е. Насибуловой организован плодотворно работающий союз семей, имеющих незрячих, малышей.

На Европейском совещании в 2000 году в Кракове по проблемам воспитания, образования и трудоустройства лиц с нарушением зрения, в котором приняли участие около 500 специалистов, выступление Елены Насибуловой было встречено участниками совещания с большим интересом. Её опыт получил высокую оценку зарубежных специалистов.

Е. Насибулова не претендует на научность своих изысканий и подчёркивает, что делится своим опытом как мать и как начинающий тифлопедагог. Мы считаем, что в её наработках много ценного. Проблемами воспитания незрячих детей дошкольного возраста в нашей стране, по сути, никто всерьёз не занимается, в педагогической литературе этот пласт проблем слабо разработан, и родители незрячих дошкольников предоставлены
самим себе в решении многочисленных непростых задач. Это "белое пятно " и пытается прояснить Е. Насибулова.

Всем маленьким детям, видящим свет или не видящим его никогда,
посвящается

 

20 июня 1996 года у меня родилась девочка, крохотная и живая. Я уже не смогла ее больше вынашивать, но я безумно хотела, чтобы она жила. Мне 32 года, а ей всего несколько секунд, и она запищала! Через несколько часов, когда я приду в
себя, мне скажут: вес 950 граммов , рост 35 см , ест и дышит сама. Это была 26-я неделя моей беременности.

Вечером началась гроза, и дождь размывал окна. Вдруг из трещащего приёмника я услышала песню Сергея Никитина "Переведи меня через Майдан...". Я замерла в этой больничной тёмной тишине, слушая дождь. Песня очень странно и глубоко задевала что-то внутри меня. И в голове пронеслось: "Это
знак. Девочка будет жить". Если бы я только могла догадываться тогда, что ждет меня впереди!.. Конечно, я точно так же прошла бы этот путь, и песня была, конечно же, знаком, но совершенно о другом.

В 4 месяца Насте поставили диагноз: ретинопатия недоношенных. Я помню лица врачей, полутёмный кабинет и слова: "Она никогда не будет видеть. Видеть, как вы". Я вышла оттуда совершенно спокойной с одной мыслью: "Это не
возможно. Это не может произойти со мной. Она будет видеть". Ещё не была мною прочитана "Офтальмология" Е. И. Ковалевского, и я не знала нашей статистики (дети, рожденные недоношенными и имеющие вес меньше 1000 граммов , в
83% случаев имеют эту болезнь в разной степени — они все инвалиды с детства). Всё ещё было у меня впереди...

Я прошла этот маленький путь длиной в жизнь своей Насти. И именно поэтому мне хочется дать надежду, веру и силу тем, кто пойдёт этим путём после меня.

Начну с того, что в Москве не существует ни одной социальной структуры, которая занималась бы маленькими слепыми детишками. В двух главных глазных больницах города (Гельмгольца и Морозовской), где сосредоточены все незрячие
дети, вы не найдёте ни одной должности тифлопсихолога, тифлопедагога (Тифлос по-гречески — слепой). Нет ни одного специального стенда, на котором была бы отражена информация о наличии всех структур, работающих со слепыми
детьми в Москве. Меня удивляло только одно, — почему эти дети нигде не регистрируются отдельно? И я начала искать сама. Я прошла в своём городе всё, что можно было пройти:

•  НИИ коррекционной педагогики Российской академии образования;

•  Учебно-воспитательный комбинат № 1844 (для слепых и слабовидящих детей);

•  Российская государственная библиотека для слепых (с тифлобиблиографическим отделом);

•  Дошкольное образовательное учреждение № 823 (с единственной в городе группой для слепых детей).

Параллельно я вела видеозаписи и дневник, посвященный Насте. Занималась в тифлобиблиографическом отделе, читая
и конспектируя работы по тифлопедагогике и тифлопсихологии. То есть у меня появилась своя собственная маленькая база, и я решила искать другие семьи, чтобы их путь был легче моего. Ведь слепые дети рождаются в разных социальных слоях, у людей с разными темпераментами и разной жизнестойкостью. Ни один человек на Земле не готов изначально к такому испытанию. А я уже знала, что такое чувство потерянности, надежды, безысходности, любви, боли. Я прошла этот путь и знала, как помочь пройти его другим. К этому времени моей девочке исполнилось 1 год и 7 месяцев, и я сама повесила на стенде глазного отделения больницы объявление, где написала; "Моей девочке 1, 7 года, и она видит только свет...". Я перечислила все организации, занимающиеся слепыми детьми, и обратилась к родителям: "Давайте объединимся и поможем нашим детям".

Мой телефон зазвонил. Сейчас рядом со мной 22 семьи. Мне хотелось бы подчеркнуть, что я никогда не ставила своей задачей обучить родителей, как заниматься со слепыми детьми. Это, прежде всего дело профессионалов-тифлопедагогов.
Мне просто хотелось дать людям силу и уверенность в завтрашнем дне, чтобы они чувствовали и понимали, что не только у них одних слепой ребёнок. Я показываю им, как через своё личное эмоциональное восприятие мира я раскрываю этот мир своему ребёнку.

Насте 2 года. Мы на крутом спуске шоссе. Она сидит впереди меня на велосипеде, на специальном детском сиденье. Я отталкиваюсь, и мы летим вниз. Мы договорились с ней заранее, как она расставит свои ручки. Мы едем с такой скоростью, что у меня слезы на глазах. Она расставляет ручки в
стороны, и они дрожат на ветру. Так я показываю ей, как летают птицы.

Я учу её слушать дождь. Я выношу Настю под сильный ливень и запрокидываю головку вверх, чтобы она чувствовала полёт капель.

Мы играем с ней в рыбок. Она, держась за плечи Полины - моей старшей девочки, ныряет вместе с ней глубоко под воду. Настя старательно машет ножками хвостиком, созывая в стаю других рыбок. Я уже заранее поймал» их, и они ждут в
ведёрке на берегу.

Насте 3 года. Мы отдыхали на море и долго купались около берега. Затем я отвезла её на лодке далеко от берега и, надев нарукавники, осторожно опустила в воду. Я отплывала, а моя девочка медленно качалась на волнах одна - наедине с морем. Так я объясняла ей объём, пространство, одиночество.

Год назад к нам в квартиру ворвалась кошка, в этом году мы приютили собаку. Они пришли к нам сами, и мы взяли их в свою семью, к двум детям, попугаю, морской свинке, черепахе и рыбкам. Собака ждала щенков, и мы вместе, с первых часов жизни, наблюдали за ними. Теперь Настя знает, какие они при рождении, как сосут молочко, какие у них маленькие язычки и закрытые глазки. Я показала ей, что все малыши пахнут молоком, смешанным с нежностью и беззащитностью. Каждое
утро, как только Настя начинала просыпаться, я укладывала ей щенка на подушку. Её утро начиналось заботой о нём.

Такими примерами мне хочется показать родителям, что возможности восприятия слепого ребёнка безграничны. И только родители со своей любовью и верой в него помогут ребёнку познать этот мир.

Весь прошлый год мы ходили большой компанией в кукольный театр на Бауманской. Я бронировала первый ряд, и наши дети, которые видят только свет, затихали у нас на руках. Представление разворачивалось прямо перед ними, и они были его участниками - точно такими же, как и другие дети в зале.

Сейчас мы - родители - ещё больше объединились. Но, наверное, потребуется много времени для того, чтобы люди, которые окружают меня, поняли, что только вместе мы сможем достичь желаемого. Мы будем ходить в театры и зоопарки, печатать календари, переводить нужные нам книги, искать помещение для занятий, заниматься своими силами с нашими малышами. Мы будем просто общаться. Но я знаю, что моя цель ещё очень далека от меня и что она потребует много сил и времени. Для всех нас и для тех, кто придёт после нас, нужен профессиональный центр социальной реабилитации слепых детей и их родителей.

И я буду вести свой маленький корабль к этому далёкому прекрасному острову — ведь кпереди, у меня ещё целая жизнь.

 

С уважением к вам всем Елена Насибулова

ПИСЬМА ДОЧЕРИ

Я хочу посвятить эти строчки
своей младшей дочери — Анастасии,
которой не дано у видеть этот мир
таким же, каким вижу его я.

Моя маленькая милая девочка, моя Настенька, - я пишу тебе письмо. Когда ты - подрастёшь, ты научишься читать по Брайлю и сама прочтёшь эти строчки. Извини меня, что это маленькое послание к тебе не будет нашим с тобой секретом. Мне хочется, чтобы эти строчки прочитали и другие люди. Я постараюсь перенести любовь и уважение к тебе, такой маленькой и беззащитной, на всех, в чём-то похожих на тебя или почти таких же, как ты.

Я пишу письмо тебе, моя девочка.

Сегодня 20 ноября 1996 года, тебе исполнилось уже целых 5 месяцев. Ты лежишь в своей кроватке, и я любуюсь тобой... Я совсем не думаю о том, видишь
ли ты погремушки, висящие над тобой... Ты так забавно поднимаешь вверх ножки и морщишь лобик. Я сама перебираю игрушки рукой, и они отвечают мне
звоном, а ты - агуканьем и улыбкой.

Я вкладываю в твои ручки разные вещи и сжимаю их тихонько своею ладонью. Подбирая разные игрушки - деревянные, пластмассовые, резиновые, бумажные и даже железные, - я всё время называю их. Мне хочется, чтобы ты познала мир как можно раньше.

Я часто ношу тебя на руках и показываю тебе свет, заставляя поворачивать головку и протягивать ручку в его сторону. Мне кажется, тебе это поможет,
когда ты вырастешь. Многие вещи тебе не интересны, потому что ты не видишь, и мы с папой накупили кассет со звуками дождя, голосом леса, разговором дельфинов. Может быть, всё это ещё очень рано, и я слишком тороплю тебя думать? Думать о разных звуках и запахах, о том, что вода может быть холодной и
горячей. Я прислоняю твои пальчики к горячей чашке: "Ой, как горячо, как огонь, как красный цвет. Как боль". Я буду проводить эти аналогии всё время, всю
жизнь.

Я прочла в одной из книг, что многие маленькие слепые дети не любят мягкие игрушки. Но я сразу же обложу ими тебя, всё время называю их цвет и размер.
Я буду старательно класть их рядом с тобой, когда убаюкиваю тебя, и буду обнимать их твоими маленькими ручками.

Сегодня 20 ноября 1996 года - за окном первый снег, ещё такой ненастоящий, а ветер, наоборот, резкий и дерзкий. Дома мягко горит свет, мои дети спят - тебе 5 месяцев, а твоей старшей сестрёнке Поляше 6 лет. Впереди целая жизнь...

Сегодня твой первый день рождения, твой первый прожитый год...

Настюша, в свой годик ты была такая же, как и все, и совершенно другая одновременно. Мне казалось, что я научила тебя многим вещам, но сейчас, возвращаясь назад, я удивляюсь и горжусь своим спокойствием. Ты не делала очень многих вещей, которые с лёгкостью делали твои ровесники. Например, ты никогда не ползала. Помню, как Поляшка толкает тебя под попу, а я звеню любимой погремушкой почти прямо перед тобой. Ты утыкаешься носом в диван, и всё... и никаких попыток. Ты стала садиться без посторонней помощи лишь в 9—10 месяцев. Да тебе это просто неинтересно. Тебя нужно всё время заинтересовывать в познании этого мира.

Настя, мне так хочется напомнить тебе, какой ты была тогда.

Вот ты сидишь в манеже, и рядом с тобой разбросаны шуршащие, гремящие, музыкальные и самые обычные игрушки. Ты перебираешь их и засовываешь
в рот, затем радостно выбрасываешь на пол, с удовольствием слушая их грохот. Я направляю на тебя лампу и осторожно подталкиваю тебя к ней: "Смотри, там свет. Ползи к нему".

Ты сидишь на кровати и очень важно "читаешь" журналы, разрывая их при этом на мелкие кусочки, а Поляша ужасно возмущается, убирая всё это за тобой.

Я ставлю тебя около окна и кладу твою ручку на батарею: "Горячо". И сразу же перекладываю на подоконник: "Холодно",

Сидя на своём маленьком стульчике на кухне, ты сосредоточенно гремишь всеми предметами, которые я сложила в большую кастрюлю и вручила тебе:

"Подними вверх ложку и бросай её на пол". Тебе это доставляет громадное удовольствие. А я рядом с тобой готовлю, стираю, убираю, и всё время общаюсь с
тобой.

Мы гуляем в парке, и ты засыпаешь в коляске. Я иду и мечтаю о чём-то своём, потому что воздух наполнен весной и светом, а трава и листья такие тонкие
и нежно-зелёные. Деревья смыкаются над нами, и вдруг солнечный луч вырывается и скользит по твоему лицу. Я вижу, как ты, полусонная, жмуришься от
этого и улыбаешься ему... Ты знаешь, я счастлива.

На прогулке я ставлю тебя около разных деревьев и, поддерживая за спинку, учу узнавать их. Ты трогаешь маленькими пальчиками кору дерева и утыкаешься носиком, вдыхая его запах. Деревья такие разные, и теперь ты знаешь это.

Мы с папой купили вам с Поляшей черепаху, и ты изучаешь её с нескрываемым интересом. Ты засовываешь пальцы под её панцирь и пытаешься вытащить её оттуда. "Паха" — это одно из твоих первых слов.

Я гуляю с тобой. Ты сидишь в прогулочной коляске и играешь с веточками, шишками, кусочками коры, которые я положила рядом с тобой. Погода начинает портиться, и мы спешим домой. Ветер становится всё сильнее. Я вытаскиваю тебя из коляски и поворачиваю к нему лицом: "Посмотри, Настя, это ветер. Видишь, какой он сильный и тёплый". Я крепко прижимаю тебя к себе...

Моя маленькая милая девочка, ты уже такая большая и такая маленькая. Мы прожили с тобой вместе целый год!..

Иногда мне приходит в голову, что никому не нужны эти мысли вслух, но мне так хочется передать ощущения, которые были и есть во мне до сих пор. Мне нравится писать тебе письма, Настюша. Я перелистываю странички своей памяти и стараюсь быть точной в событиях, датах, эмоциях...

Полина — твоя самая близкая подружка и старшая сестра — живёт в мире красок и образов, которые не надо трогать руками, а ты в мире звуков, запахов,
солнечных бликов и наших чувств.

Разделяю ли я своих детей в восприятии этого мира? Наверное, нет... И опять я хочу подарить тебе один день из твоей жизни... Пусть это будет 20 декабря 1997 года, тебе полтора года.

Твоя кроватка стоит недалеко от окна (сейчас в комнате уже всё по-другому; когда я смотрю видеофильмы про то время, мне кажется, это было так давно). Солнце медленно вливается в комнату. Ты сладко потягиваешься и вслушиваешься в непонятные звуки и шорохи, окружающие тебя. Противно вопят обезьяны, пронзительно кричат какие-то птицы, но ты не удивлена и не обеспокоена. Ты просто просыпаешься сегодня в тропическом лесу. Ну что ж, доброе утро!

Ты потягиваешься и жмуришься... Почему свои дети такие сладкие?.. Я прижимаю тебя к себе, такую сонную, и шепчу на ушко самые ласковые слова на свете. Маленькая Поляшка была точно такой же, разве что складочек на ручках и ножках было поменьше, а запах тёплого молока от кожи так же кружил мне голову. Ты проснулась.

Я поднимаю тебя на руки, и мы подходим к окну: "Посмотри, какое утро! Солнышко улыбается тебе и смотрит прямо в глазки". Ты протягиваешь ручки в
сторону окна и выглядишь очень довольной. После завтрака ты отправляешься "читать". Ты залезаешь на наш диван, берёшь в ручки журналы и начинаешь
медленно и очень вдумчиво разрывать их на мелкие кусочки. Причём такое ощущение, что этот процесс доставляет тебе несказанное удовольствие. Поляша
играет с тобой в мяч, и ты с моей помощью ловишь его и прижимаешь к себе. Громадную коробку из-под телевизора мы превратили в дом с дверью и окном. Я
накидала туда разных игрушек, и ты, залезая в него, гремишь, выкидывая через окно и дверь все, что попадается под руки.

Папа сидит на диване, а ты карабкаешься ему на руки. "Ну-ка покажи, где у тебя глазки, носик..." Потом — ручки и ножки, волосы и пупочек. Ты демонстрируешь свои знания на папе, на мне, на кукле и мягком зайчонке, ужасно радуясь этому.

Тебе нравится кувыркаться, вы вместе с папой ползаете по дивану и неизвестно, кто получает от этого большее удовольствие — он или ты.

Мы привязали к палке длинную цепочку, и ты с грохотом опускаешь её во все банки и кастрюли.

На улице холодно и солнечно, и ты упрямо не хочешь слезать с санок. Но снег так заманчиво скрипит под моими ногами... Мы берём в руки снежок, и ты стремительно отправляешь его в рот. Ну что ж, эти знания тебе тоже пригодятся.

Мы заходим в цветочный магазин. Ты замираешь от запаха лета и ароматов цветов. Я подношу тебя ко всем цветам: хризантемам, розам, гвоздикам. Мы даже тихонечко и незаметно трогаем их лепестки. Теперь я точно знаю, что знакомить тебя с цветочным магазином надо было именно зимой. Ты довольна и
задумчива...

Мы возвращаемся домой, и долго, долго держим ручки под тёплой водой. Я рассказываю тебе, как холодно было на улице и как тепло дома, а потом мы залезаем рукой в морозильник и снова как будто оказываемся на улице. Мир такой разный— ты должна почувствовать это. Я не помню, что мы делали с тобой
вечером. Наверное, ты, как обычно, занималась со своей полочкой в маленькой комнате и называла нам все игрушки, которые мы успевали увидеть в твоих
руках. А вечером, лёжа в уютной кроватке, ты сопела, как маленький котёнок, накручивая на палец свои волосы.

Этот день подошёл к концу, и, наверное, он принёс немного усталости... Засыпай, моя маленькая девочка... засыпай. Мы рядом с тобой...

Когда я была маленькой, я не играла с детьми, которые не нравятся мне. Я не общалась с ними, специально показывая, что они мне не нужны в моих играх.

Я иду с тобой по улице, крепко сжимая твою маленькую ручку, и думаю об этом. Почему моя память именно сейчас напомнила мне это? Наверное, потому,
что у меня есть какой-то внутренний барьер, и я не могу подтолкнуть тебя к обычному малышу. Как бы я ни любила тебя, моя девочка, я обострённо воспринимаю всё, что происходит вокруг тебя... Моё сознание ловит каждый мимолётный взгляд, отслеживает каждый вопрос... Я гуляю с тобой вдвоём и не часто захожу на детские площадки. Я нашла для себя объяснение - мне просто хорошо вместе с тобой.

Сейчас тебе всего 2 года, и пройдёт всего несколько месяцев, и я буду рассказывать родителям таких же детей о том, как легче преодолеть всё это, о
том, как нашим малышам необходимо общение со сверстниками. Я должна сказать эти слова, но сама я не смогла переступить этот порог, и очень сожалею об
этом.

Тебе 2 годика, и я учу тебя, Настенька, рисовать. Краски так заманчиво пахнут, и ты засовываешь в них пальчик и вдыхаешь такой необычный запах. У нас с тобой ничего не получается, и я ещё не знаю, что рисовать с удовольствием ты начнёшь только в 3, 5 года. Краски отброшены в сторону, и ты, вертя в руках свой
любимый брелок, важно расхаживаешь по квартире.

В твои 2 годика мы первый раз уехали с тобой из дома. Поезд понравился тебе, и ты сладко засыпала под стук колёс, и мне было легко рассказать своему
попутчику всё, всё про тебя. Новый дом, большое пространство и постоянно тёплые, ласковые ветры ты восприняла странно для меня. Но как я понимаю теперь, совершенно адекватно для себя - ты старалась не выходить из дома, а если тебя удавалось уговорить, то ты сразу же карабкалась на руки. Так прошли две
недели, а потом...

Потом я вытаскивала тебя из клубники, вымазанную и счастливую. Мы вместе искали на грядках огурцы и кабачки, срывали с веток помидоры и прятались под смородиновыми кустами. На ночь я читала всё время одну и ту же книгу со стихами, и ты стала повторять все последние строчки...

В ведре мы нагреваем на солнце воду, и ты купаешь в нём свои игрушки, а я наслаждаюсь этой маленькой паузой. Вдруг ты неожиданно перекидываешь ногу и залезаешь в ведро. На твоём личике читается столько разнообразных эмоций: испуг, удивление, заинтересованность, удовольствие...

Вечером мы идём с тобой за молоком, и ты вслушиваешься в такой напевный украинский язык, что даже иногда замираешь на моих руках. Здесь совсем другое небо и Млечный путь распластался над нашей хатой... я говорю тебе об этом. Ты уже выпила тёплое молоко и, подняв головку вверх, пытаешься почувствовать, понять, увидеть - какое оно, это небо.

Вокруг нас запахи скошенной травы, шорохи сумерек, стрекотание цикад, и где-то вдалеке играет музыка...

Мы прожили ещё один день, день познаний и открытий, неудач и маленьких побед. И ты знаешь, я очень горжусь тобой, и, наверное, этим сказано всё...

Настя, я нашла письмо твоему папе...

Я нашла его, когда перебирала какие-то мелочи, удивившись и обрадовавшись одновременно. Мы с ним были далеко друг от друга, и я очень скучала по нему, но стеснялась рассказать об этом. Настенька, я писала ему это письмо, когда тебе было три годика: "... сегодня Настя впервые увидела
море. Я села на мокрый песок и посадила её себе на колени, а она трогала ладошками волны.

Знаешь, она совсем не боится воды. Если бы ты видел, как она смело лежит на волнах в нарукавниках, раскинув ручки и ножки в стороны. Полинка ныряет
вокруг нас, как дельфиненок, а Настя подражает ей, тоже старается нырнуть. Она опускает голову под воду, а попку поднимает наверх. "Какая солёная вода!" - она так смешно это говорит.

Мы посадили детей на водный велосипед и повезли в открытое море. Они сидели, свесив ноги в прозрачную зеленоватую воду, а я рассказывала им о ветре, о горизонте, о рыбах, живущих там, внизу. И ты знаешь, мне вдруг так захотелось передать Насте ощущение простора, свободы, покоя, который разлился, как солнце, вокруг нас. Я опустила её в воду и сказала, чтобы она не боялась, а просто послушала море вокруг себя, чаек, солнце, ветер, глубину... мы отплыли, а она лежала, распластавшись на воде, так легко и свободно, как будто ей совсем не страшно... а мне стало не по себе.

Как жаль, что ты не видел этого! Она была такая сильная и взрослая в этот момент..!"

"Вечером мы сидели в кафе на берегу моря. Полинка танцевала. Настя рвалась к ней и карабкалась на неё, чтобы танцевать вместе с ней.

Наконец-то ушла духота, и я пила классное вино, тебе бы оно тоже понравилось.

Рядом с нами присела молодая женщина, а потом к ней подошёл мужчина с малышом на руках. Они были вместе. Я подумала: "Надо же, у него такого же
цвета волосы, как у тебя. И глаза - карие глаза... даже малыша он прижимает к себе так же, как ты Настю..."

Они сидели рядом с нами весь вечер, болтали ни о чём и играли с сыном. Наверное, они были счастливы...

Не скучай, мы привезём тебе морскую воду, песок, ракушек и сухие фиолетовые цветы с лимана...

Моя маленькая девочка, моя Настя, мне кажется, что большего, чем я сказала
тебе в своих, письмах, я уже не скажу. И если они помогли, хотя бы одному человеку, обрести веру в себя — значит, все это не зря. То, что я напишу сейчас, - это не письмо к тебе. Этим записям около года, и мне важно было запомнить тогда, как я учила тебя быть близкой к природе, чтобы потом передать эти знания другим родителям.

Может быть, в этом моём "потоке сознания " и будет что-то излишним, но я специально не хочу редактировать текст. Я хочу закончить цикл писем именно на этих записях.

"...Река течет прямо рядом с нашим домом, а вниз по течению раскинулся сосновый лес с прекрасным песчаным пляжем, и каждый день мы ходим
именно туда, проделывая путь длиною в два километра. Мы идём пешком, с нытьём и уговорами, и я принципиально не беру её на руки. Запах сосен, пропитанных солнцем, кружит голову, и мне хочется вдыхать его как можно глубже, чтобы он остался во мне на всю зиму, до следующего лета. На опушке леса есть место, которое мы называем "муравьиное царство" - большой участок песка, на котором живут муравьи. Обычно мы пробегаем его, но однажды я предложила Насте остановиться и узнать, какие они, эти муравьи? Она замерла буквально на секунду, и десятки маленьких ножек стали щекотать её: "Видишь, какие они маленькие, и их мир такой же маленький, как и они..."

Мы идём вперёд, хвоя колет её ножки, она нагибается и трогает её: "У ежа точно такие же иголки...", и стихотворение про ёжика звучит здесь очень, очень кстати.

Наконец-то мы доплелись до пляжа и, искупавшись, лежим на подстилке.

Минут десять Настя даёт мне отдохнуть, играя со своими игрушками, а потом мы идём ловить лягушек. Они вместе с Полей роют глубокою яму в песке, при
этом Настя больше мешает, чем занимается делом. Их возмущённые голоса разносятся далеко по реке, а я с удовольствием выслушиваю аргументы каждой, одновременно высматривая в зарослях лягушку покрупнее. С лягушками Настя знакома давно, но не могу сказать, что они доставляют её большое удовольствие.
Она может послушно потрогать их лапки, ножки, голову, животик и выслушать про то, какая она гладкая, блестящая, холодная и пахучая. Но держать её в своих
руках отказывалась категорически. Совсем другое дело, когда лягушка плавает на дне вырытой ямы или в ведёрке. Играть с ней она может долго, вынимая её
оттуда и запуская вновь. Могу с гордостью сказать, что мы не замучили ни одной взрослой лягушки, чего, к моему стыду, не скажешь о головастиках и лягушатах. В этом году Настя, по моему мнению, была уже готова понять, как развиваются лягушки. Для этого я вылавливала самых жирных головастиков и лягушат, причём мне везло и удавалось находить лягушат с хвостиками. Передо мной был наглядный эволюционный материал, и я с упоением демонстрировала его
своим детям.

Мои девочки плавают вместе, причём Настя, держась за Поляшины плечи, бесстрашно погружается под воду. Они ныряют глубоко и надолго, выпуская при всплытии целые фонтаны воды, как маленькие дельфинята. Настя не боится воды и спокойно задерживает дыхание в случае необходимости. Но она совершенно не понимает коварности реки, а течение здесь очень быстрое.

"Не заходи глубоко, ты утонешь..." - "Я хочу утонуть..!" Она не понимает значения этих слов, и мне приходится показать ей, что значит утонуть. Я захожу
с ней на глубину и отпускаю её. Она идёт ко дну и начинает барахтаться, пытаясь выплыть... Вытащив её, испуганную, нахлебавшуюся воды, на берег, я объяснила ей, что вот именно это называется тонуть. Если бы мне кто-нибудь рассказал, что я буду проделывать такие эксперименты со своим ребёнком, я бы не поверила. Не поверила бы с Поляшей, а вот с Настей запросто. Потому что её слова не были подкреплены образом, а я хочу, чтобы она знала, о чём говорит, и чувствовала это.

Вечером мы идём гулять в лес. Я веду их на обрыв, где в своих глубоких норках живут ласточки-береговушки. Здесь очень много брошенных гнёзд, и Настя засовывает туда свою ручку и вытаскивает мягкий невесомый пух. А потом на опушке леса из кустов бересклета выглядывает корова и приветливо машет нам своими мохнатыми ушами. Я беру Настю на руки, и мы подходим поближе. Корова разрешает гладить себя и вдруг, неожиданно мотнув головой, на какую-
то секунду хватает Настину руку в рот... Весь вечер я выслушивала про шершавый, слюнявый язык и коварную корову.

Я ловлю стрекоз, жуков, гусениц и всех их торжественно вручаю Насте. К нам в гости приходят ежи, а в ведёрке ждут заранее пойманные рыбки, с которыми можно играть до бесконечности.

Август - время гроз в этом месте. Весь день шёл дождь. И вдруг совершенно неожиданно ветер стал таким сильным и резким, а струи дождя просто рассекали землю на части. Все деревья оказались приплюснутыми к земле, и лишь только напор ветра ослабевал, они на какие-то мгновения пытались выпрямиться, но сразу же безжалостно прижимались к земле вновь.

Мы сидели внутри дома, топили печку, потому что резко похолодало, и слушали, как вода грохочет по стёклам, а ветер разрывает нашу соломенную крышу.
Я потянула тихонько Настю за руку и вывела на крыльцо. Мы стояли под навесом, но дождь всё равно захлёстывал нас, и я говорила ей, что вижу перед собой. Я рассказывала, что такое гроза, природа, стихия... но я не решалась сделать шаг вперёд, уж слишком всё было по-настоящему и непредсказуемо...

Гроза. Я, прижимающая тебя к себе под струями дождя, - это, наверное, самая последняя моя картина прошедшего лета. Мне иногда кажется, что я до сих пор чувствую напор и силу ветра, грохот дождя и твою беззащитность.

Через несколько дней солнце вычеркнуло всё из памяти. Я опять беру тебя за руку, и мы идём покорять этот мир. Тебе четыре года, Поляше десять лет - впереди целая жизнь...

0


Вы здесь » Малыш » Особые детки могут.... » Слепые дети


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC